О упокоении.

I

За счет удаленного, от больших населенных пунктов, своего местоположения, Преображенский храм в селе Верзилово, в годы гонений на Церковь Русскую по милости Божией избежал разорения и закрытия, но в сентябре 1993 года храм по некоторым непредвиденным обстоятельствам остался без настоятеля. Духовенства, на время описываемых событий, на все храмы не хватало, в связи с чем, я был назначен настоятелем Преображенского храма села Верзилово. В общем ничего необычного казалось не произошло, но к тому времени мне приходилось совершать свое пастырское служение еще в двух храмах, где я также, согласно указу правящего архиерея, был настоятелем. В Преображенском храме села Бортниково богослужения совершались по воскресениям, великим праздникам и в дни памяти особо почитаемых святых. В Троицком, села Щапово, храме мое служение проходило в субботу. Новое назначение предполагало совершение богослужений по воскресным дням и великим праздникам. Некоторое мое замешательство, как служить в двух храмах одновременно, своим пастырским советом разрешил протоиерей Михаил Редкин (благочинный храмов Ступинского округа с 1990 по 2002 год). Отец Михаил благословил по воскресным и праздничным дням попеременно, служить молебен в одном храме, после чего в другом храме совершать Божественную Литургию, через неделю в обратной последовательности все должно было повторяться. Несомненно, такой график совершения богослужений, был единственно возможным. Но самая большая трудность заключалась в том, чтобы добраться от одного храма к другому, да тем более в кратчайшее время. На тот период времени я не имел транспортного средства, а добраться до храма с помощью общественного транспорта было достаточно трудно. А самое главное времени требовалось очень много. Самый популярный маршрут того времени, выглядел следующим образом: по окончании молебна в селе Бортниково, я успевал на рейсовый автобус, доезжал до остановки Сотниково и далее четыре километра от Сотниково до Верзилово преодолевал пешком по шпалам железной дороги. Электрички, на этом направлении железной дороги, ходили лишь дважды в день, утром и вечером. Естественно темп моего пешего движения, с неудобством хождения по шпалам, был максимально быстрым. Я буквально вбегал в храм, где прихожане меня уже ждали, переоблачался, и начинал служение Божественной Литургии, при этом сердцебиение и учащенный пульс, приходили к размеренному ритму, только к середине богослужения. Но на этом мои «пешие прогулки» не заканчивались, в воскресенье после окончания, в селе Верзилово службы, надлежало преодолеть еще шесть километров до станции Жилево. Это сейчас рядом с селом вырос целый город — Новое Ступино, и в связи с этим, благополучно и часто совершает свое движение общественный транспорт, тогда, в 1993 году, все было совсем иначе. Спустя четверть века, воспоминая мои динамичные передвижения между храмами, удивляюсь, что тогда я воспринимал это послушание, как само собой разумеющееся. В следующий воскресный или праздничный, по церковному календарю, день все повторялось в обратной очередности – из Верзилово в Бортниково.

II

Когда первое богослужение начиналось в Верзилово, я добирался до храма вечером, и ночевал в комнате священника. Именно здесь я получил возможность познакомиться с полным собранием «Журнала Московской Патриархии». Скрупулёзно, с 1947 года, священнослужители Преображенского храма, собирали эту бесценную коллекцию. Невзирая на время, далеко уходящее за полночь, я последовательно, номер за номером, и от корки до корки, прочитывал журналы, которые во всей полноте открывали историю Русской Православной Церкви во второй половине XX века. Как сейчас помню один из номеров 1962 года, где опубликован некролог по почившему протоиерею Михаилу Ридигеру, отцу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с подробным описанием его непростой христианской жизни. А вот номер, вышедший в августе 1983 года, сначала порадовал добрейшими воспоминаниями о передаче Московскому Патриархату Даниловского монастыря в Москве, а потом небольшая заметка на 12 странице, отразилась во мне большой скорбью. Позволю привести эти строки полностью:

Трагическое событие в Горненском монастыре.

19 мая 1983 года в Горненской обители – русском женском монастыре в Айн-Кареме, близ Иерусалима, неизвестные лица совершили убийство двух монахинь – Варвары и Вероники (Василенко; мать и дочь). Они погибли от ножевых ран. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме сообщил о происшедшем в соответствующие израильские инстанции. Ведется следствие.
23 мая было совершено погребение убиенных монахинь. Чин погребения совершил архиепископ Неаполисский Амвросий (Иерусалимский Патриархат). На похоронах присутствовали христиане различных конфессий. Министр религии и внутренних дел Израиля д-р И. Бург выразил соболезнование Русской духовной Миссии и Святейшему Патриарху Пимену.
21 мая Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диадор телеграфировал Святейшему Патриарху Пимену из Никозии:
«Находясь с официальным визитом у Святой Церкви Кипра, был потрясен известием о зверском убийстве монахинь Варвары и Вероники – мучениц нашего времени. Немедленно поручил нашему патриаршему представителю потребовать от местных властей расследования этого трагического уголовного дела, дабы преступники предстали перед законом. Горячо молюсь нашему Воскресшему Господу упокоить их души со святыми.
С любовью о Христе –

ДИОДОР, Патриарх Иерусалимский».

Святейший Патриарх Пимен послал ответную телеграмму Предстоятелю Иерусалимской Церкви:
«Ваше Блаженство, мы глубоко взволнованы Вашим братским откликом на ужасное событие в Горненском монастыре. Ваше сострадание об убиенных монахинях Варваре и Веронике (Василенко) укрепляет нас в перенесении тяжкой скорби. Мы сердечно признательны Вашему Блаженству за предпринятые Вами шаги для раскрытия преступления. Мы телеграфировали о том же президенту Израиля Хаиму Герцогу.
С преданной Вашему Блаженству во Христе любовью

ПИМЕН, Патриарх Московский и всея Руси».

23 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен послал телеграмму президенту Израиля Хаиму Герцогу:
«Ваше Превосходительство, мы потрясены злодейским убийством монахинь Горненского монастыря в Айн-Кареме Варвары и Вероники (Василенко). Мы ранее неоднократно обращали внимание руководителей Израиля на периодически совершающиеся враждебные действия против нашей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Эти акции, и особенно последняя трагедия, находятся в противоречии со статусом Святых мест, какой обязано неукоснительно поддерживать Ваше государство. Поэтому мы возлагаем ответственность за происшедшее и на те официальные круги Израиля, которые призваны обеспечивать условия для нормальной жизнедеятельности христианских учреждений в Святой Земле и безопасность для их тружеников. Мы ожидаем, что Ваше Превосходительство предпримет все необходимое для расследования преступления, обнаружения виновных и привлечения их к должной ответственности. Мы также надеемся на создание условий, необходимых для нормального существования Русской духовной Миссии в Иерусалиме.
С уважением

ПИМЕН, Патриарх Московский и всея Руси».

На имя Святейшего Патриарха Пимена поступают многочисленные телеграммы с соболезнованиями.

Признаюсь, в то время все мы с сокрушенным сердцем переживали убийство трех Оптинских монахов в день Пасхального торжества 1993 года, но о трагических событиях происшедших 10 лет назад в Иерусалиме, тогда я узнал впервые. По прочтении той горестной заметки я непреложно решил молиться за убиенных монахинь Варвару и Веронику.
Монахиня Варвара (в миру Евфросиния Петровна Василенко) родилась 23 мая 1915 года в деревне Слобода, ныне Велижского района Смоленской области, в семье крестьянина. До поступления в монастырь в мирные и военные годы Евфросиния Петровна трудилась на родной Смоленщине в колхозе. В 1937 году вышла замуж за Платона Семеновича Василенко, а в 1940 году у молодых супругов родилась дочь, которую назвали так же, как и мать — Евфросинией. В суровые годы Великой Отечественной войны, принесшей немало горя в каждую советскую семью, Евфросиния Петровна потеряла трёх своих братьев, отдавших жизнь за независимость Родины. В 1942 году она узнала о гибели на фронте её мужа. Все эти беды не сломили волю простой русской женщины-христианки, а лишь утвердили в уповании на Господа. Молодая мать воспитала дочь в вере и благочестии. Через некоторое время у них созрело взаимное желание посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине.
В 1957 году исполнилась заветная мечта матери и дочери: Евфросиния Петровна и Евфросиния Платоновна стали насельницами Рижского женского монастыря. В 1960 году Евфросиния Петровна была пострижена в мантию с именем Варвара, а Евфросиния Платоновна благословлена в рясофор с наречением имени Георгия. В том же году они были направлены в числе других сестёр для прохождения послушания в Горненскую обитель близ Иерусалима на три года. С 1963 года, вернувшись на Родину, они, как и прежде, несли послушание в Рижском монастыре и его Преображенской пустыни недалеко от Риги. Георгия была пострижена в мантию с именем Вероника.
В 1967 году монахини Варвара и Вероника были направлены на постоянное послушание во Святую Землю. Годы, которые Господь благословил провести им в Иерусалиме, были посвящены молитве, клиросному пению и изучению слова Божия, а также хозяйственным работам на нужды обители и Духовной Миссии Русской Православной Церкви во Святой Земле. Поистине, сестринская любовь связывала Варвару и Веронику с другими инокинями обители.
Монахини Варвара и Вероника были усердными труженицами. Они с большой ответственностью исполняли возложенные на них послушания.
20 мая 1983 года сестры Горненской обители, встревоженные отсутствием монахинь Варвары и Вероники на утренней молитве, послали за ними. Посланные обнаружили их бездыханные тела распростертыми на полу, в крови, в их кельи.
Утром 23 мая, медицинская экспертиза установила, что кончина их наступила между 20 и 21 часами 19 мая от множества ножевых ран.
Пресса разных стран и Израиля по-разному информировала об убийстве. Сообщалось, что полиции удалось найти убийцу, который признался в совершенном им злодеянии. Высказывались различные предположения относительно мотивов убийства. Следствие по делу об убийстве двух русских православных монахинь длилось около года. Лишь 22 марта 1984 года архимандрит Пантелеймон смог направить на имя Святейшего Патриарха Пимена телеграмму, в которой сообщал о суде над убийцей русских монахинь, оказавшимся гражданином США. Суд, о времени совершения которого Русскую Духовную Миссию не уведомили, признал убийцу психически ненормальным, и единственным действием по отношению к нему со стороны властей явилась высылка его из Израиля в США.

III

За несколько месяцев служения в трех храмах, мне удалось значительно укрепить свою физическую форму, но трудности, с которыми я сталкивался при проведении богослужений, преодолевались с большим напряжением. Прекрасно помню праздник «Вход Господень в Иерусалим» 1994 года, тогда целенаправленно шествуя по привычному маршруту и спускаясь с железнодорожной насыпи у села Верзилово, я не как не мог найти правильное решение, как проводить Пасхальные богослужения сразу в трех храмах. Признаюсь, и по прошествии праздничной службы в селе Верзилово, и по возвращении домой мне так и не удалось придумать, как быть. Но как говорится: -«человек – предполагает». Вечером у меня дома раздался телефонный звонок, время мобильных переговорных устройств еще не наступило, и некоторые новости становились известны немного позже. Звонил благочинный отец Михаил Редкин, сообщивший, что к Светлому Христову Воскресению в Преображенский храм села Верзилово назначен новый настоятель. Сказать, что я возрадовался, значит не сказать ничего. Волна всеобщего ликования, величиной с мощное цунами, в буквальном смысле ворвалась в мое сердце. Не буду скрывать эта новость, на которую я даже и не рассчитывал, давала возможность вернуться к моим привычным обязанностям по окормлении всего лишь двух храмов. Было ощущение, что Пасха в моей душе наступила на неделю раньше!

По прошествии 20 лет, осенью в 2014 году, мне вместе с учителями Православной Культуры и прихожанами храмов Ступинского благочиния довелось отправиться в паломническую поездку в государство Израиль. Все эти двадцать с лишним лет, я не переставал молиться о упокоении убиенных монахинь. Дни, проведенные на Святой Земле, запомнились многочисленными посещениями святых мест, связанных с Евангельскими событиями Господа нашего Иисуса Христа. Среди которых было служение ночной Божественной Литургии в храме Гроба Господня и посещение Горненского Казанского женского монастыря, где также мне посчастливилось совершать служение Божественной Литургии. После монастырской трапезы в Горненском монастыре, нашу паломническую группу благословили посетить монастырское кладбище. С большим благоговением и волнением мы подошли к могиле монахини Варвары и монахини Вероники, и начали служение панихиды.
Именно в момент совершения панихиды, мое сердце наполнилось благодатной радостью о невинно убиенных монахинях. Двадцать лет молитвы за них привнесли искреннее чувство непоколебимого духовного родства. Ощущение, что я пришел к месту упокоения очень близких мне сродников, на протяжении всей заупокойной службы, ни на мгновение меня не оставляло. Атмосфера Пасхального ликования, всецело завладела мной. Даже полуденный, раскаленный воздух монастырского кладбища, напоенный ароматом созревших олив, излучал торжество победы Жизни над смертью. По окончании панихиды я взял небольшую горсть земли с места их упокоения, как некое напоминание о том духовном утешении, которое довелось испытать на монастырском кладбище Горненского монастыря на Святой Земле.

Продолжая и ныне молиться о убиенных насельницах Горненского монастыря, надеюсь, что и прочитавший эту небольшую историю, также молитвенно воспламенится заупокойной молитвой о убиенной монахине Варваре и убиенной монахине Веронике, их-же, Милосердный Господи, со святыми упокой!

Протоиерей Алексий Чекмарев.

Храм Преображения Господня в селе Верзилово. Фото 90-х годов ХХ века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *